Сегодня | 142 | |
Вчера | 145 | |
На этой неделе | 590 | |
На прошлой неделе | 1310 | |
В этом месяце | 4011 | |
В прошлом месяце | 3488 | |
Все дни | 1045528 |
Сегодня: 28-03-2024 18:43
|
Существует ли шахматная одарённость? |
В шахматной литературе временами обсуждается вопрос, какой возраст следует считать оптимальным для обучения ребёнка шахматной игре? Ответ на него зависит от угла зрения, т.е. от того, рассматриваем ли мы такое обучение как пролог к шахматной карьере или, считая шахматы в первую очередь важным элементом общечеловеческой культуры, желаем обеспечить гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка. Существует ли в природе специфическая, генетически обусловленная шахматная одарённость? Скорее можно ответить на этот вопрос отрицательно. Другое дело, что, будучи удивительно “человечной” игрой, шахматы дают возможность проявить себя достаточно разнообразным интеллектам. Ведь в этой игре одинаково важны и точный расчет, и интуитивный охват проблемы, и способность к философскому обобщению. Шахматы прекрасно охватываются человеческой интуицией и, в свою очередь, развивают, тренируют её. Их можно рассматривать как достаточно универсальный интеллектуальный язык, позволяющий на уровне образов улавливать и впитывать незримые связи, существующие между объектами, упорядочивать и систематизировать информацию, что помогает во многих областях. Так, ребята, активно занимающиеся шахматами, успешнее учатся в школе, а зрелые шахматисты-профессионалы, решившие в силу жизненных обстоятельств, стать математиками - программистами, обычно быстро и сравнительно легко справляются с задачей переквалификации. Развитие шахматистов, усвоение ими стратегических принципов происходит по-разному. Известно достаточное число случаев, когда предоставленный сам себе ребёнок в возрасте 6-8 лет, ознакомившись с шахматной игрой, быстро осваивал тот трудноформируемый комплекс знаний и навыков, который обычно называют “шахматной культурой”. Ребенок начинал очень грамотно расставлять фигуры в дебюте, следить за эластичностью пешечных цепей, не говоря уж о таком компоненте, как борьба за центр. Однако способность к счету вариантов гораздо сильнее связана с возрастом и общим биологическим развитием. Для ведения счетной игры необходимо сохранять концентрацию на протяжении длительного времени. В раннем детстве эта способность обнаруживается лишь в исключительных случаях, но, вообще говоря, отнюдь не гарантирует блестящего шахматного будущего ребенка.
На что следует обратить внимание, пытаясь увлечь ребенка шахматами? Маленького человека шахматы интригуют с двух сторон: не столько как некая математическая модель с её правилами, а скорее как сказка, которой живут короли, королевы, всадники-кони, слоны, сказочные ладьи и древние пехотинцы. Многие известные шахматисты, вспоминая о своих первых шагах, подтверждают, что этот второй интерес у них предшествовал первому и инициировал его. Так обстоит дело в возрасте 4-5 лет. К семи годам ситуация меняется. Восприятием ребенком внешнего мира достигает более высокой степени адекватности, и сказка, интересная или смешная история, рассказанная учителем, служит скорее средством расслабления, переключения. В этом возрасте большинство детей все еще не способны сохранять концентрацию в течение значительного времени. Еще раз стоит напомнить: быстро и хорошо усваивается детьми только то, что им интересно! Так нужно ли учить маленьких детей шахматам? Безусловно! И хотя этой игре “покорны все возрасты”, раннее знакомство с ней, как показывает статистика, заметно ускоряет интеллектуальное развитие ребенка в других направлениях. Практика “стихийного” обучения детей в России, да, вероятно, и во всем мире, свидетельствует, что подавляющее большинство будущих шахматистов знакомилось с правилами игры не по методикам умных взрослых, а в некотором смысле “комплексно”, имея дело сразу с большими комплексами фигур. Так обстоит дело, когда ребенок наблюдает за игрой товарищей и по началу, мало что понимает в их действиях. Маленькие дети очень любознательны. Они, как правило, выражают свое отношение ко всему на свете с гораздо большей, чем это принято у взрослых, непосредственностью. Даже непродолжительное интеллектуальное напряжение может утомить ребенка, поэтому желательно заинтриговать детей, преподнеся игру в красочной сказочной упаковке, и не стремиться к форсированному усвоению нового. Нужно быть готовым при первых признаках утомления “уйти” от шахмат, рассказать какую-нибудь забавную историю, сказку, быть может, с участием шахматных персонажей. У большинства детей отношение к шахматам непосредственно увязывается с отношением к “своему” учителю, поэтому путь к успеху шахматной педагогики пролегает не столько через умы, сколько через сердца маленьких подопечных.
В каком возрасте начинать занятия шахматами? Этот вопрос часто возникает как у родителей, так и тренеров. Если речь идет о вашем ребенке, ответ легко получить методом ненавязчивых проб, начиная с трехлетнего возраста. Помните, даже интеллектуальное минимальное насилие в этом деле противопоказано!Если вы имеете дело с группой детей в младшем классе школы, то ваша задача в чем-то сложней, но в чем-то и проще. В группе легче создать и укрепить атмосферу объединяющего всех интереса. Однако различие в темпераменте подопечных и некоторые иные особенности детей могут поставить вас в нелегкое положение. Ведь иной ребенок не только в 3-4, но и в 6-7 лет совсем малыш, и усадить его за шахматную доску просто немыслимо, тогда как другой в 4 года уже почти “взрослый”. Необходимо также помнить, что дети накапливают знания, информацию незаметно и выдают ее не плавно, а в форме качественных скачков, пусть маленьких, заметных шагов. Поэтому вас не должна беспокоить “неэффективность” вашей работы. Если у малыша что-то долго не получается, но вы чувствуете, что времяпровождение в группе, общение с вами ему интересно - не отчаивайтесь, наберитесь терпения. Прогресс наступит! Реальная трудность состоит в неравномерности развития и различиях в одаренности детей. Но и тут не следует делать далеко идущие выводы на основании первых успехов или неудач. В будущем все может измениться.
Можно ли развить способности? Известно, что способности характеризуют, индивидуальные возможности человека. Они обеспечивают успешное выполнение деятельности и проявляются в быстроте овладения знаниями, умениями и навыками. А поскольку по меткому выражению Гете, шахматная игра – “пробный камень ума”, то способности и талант здесь чрезвычайно важны. Они включают в себя хорошую память, сообразительность, творческую фантазию, воображение и многое другое. По мнению известного психолога А.Г.Ковалева, под способностью нужно понимать не одно какое-то свойство, а синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. Высшими уровнями одаренности является - талантливость и гениальность – представляют собой “ансамбль” высокоразвитых способностей человека. Даже при отсутствии ярко выраженных природных данных всестороннее развитие личности обеспечивает высокий уровень развития способностей человека к одной избранной им деятельности и достижение в ней довольно высоких результатов. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и продуктивный (творческий). На первом уровне ученик легко усваивает знания и без особых усилий овладевает игрой, следуя известным образцам и достигая определенных результатов. Творческий (продуктивный) уровень характеризуется тем, что ученик придумывает что-то свое, новое и интересное, творческое и оригинальное на занятиях, и особенно в шахматной игре. Самый высокий уровень развития способностей – талант, высший – гений. Если талант творит в пределах определенных, выдвинутых направлений и идей, то гений генерирует новые идеи, предлагая другие направления и глобальные пути развития шахматной игры. Наиболее благоприятным периодом для развития способностей является детство. Все дети способны к какому-то виду деятельности. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы увидеть и создать необходимые условия для их развития. Роль родителей по воспитанию и интеллектуальному развитию ребенка, особенно в раннем возрасте исключительно велика. И это воспитание надо начинать делать как можно с раннего возраста в системе родители-дети,а затем тренер-ученик. У большинства молодых родителей бытует мнение, что до 6 лет дети еще недостаточно зрелы для обучения. Скорее всего, наоборот, большинство взрослых недостаточно образованны, чтобы обучать детей. Если мы хотим действовать в интересах будущего, мы должны как можно раньше “не упускать” детей. Подобное негативное отношение взрослых может привести к тому, что возникнет ситуация, когда талантливость и даже гениальность не будет замечена сначала в семье, затем в школе и спортивной секции. Следует помнить, что формирование способностей ребенка требует большого педагогического такта и этики, индивидуального терпеливого подхода в изучении детей, а также оптимизма в оценке их способностей. При этом следует избегать двух крайностей: захваливания и недооценки сил и возможностей ребенка. Недооценка возможностей ребенка, подростка может привести к чувству собственной неполноценности, когда человек боится любого дела и начинает думать, что ни к чему не способен, что из него ничего путного не выйдет. Такой подросток (а потом и взрослый) становится пассивным, из-за чего его способности не развиваются, а сам он тяжело переживает свою мнимую неполноценность. Формирование трудолюбия впоследствии может компенсировать эти недостающие качества. Зачастую талант ребенка сегодня не обеспечивает легкой жизни, а скорее наоборот усиливает трудности. Если проанализировать школьные программы, то можно заметить, что талантливые дети полностью “выпадают” из класса. Ребенок в классе не получает нагрузки, оптимальной для него по его способностям. Школа уравнивает, что представляет опасность для талантливых детей, так как эта уравниловка происходит на невысоком уровне. Для ребенка с большим талантом утомительное повторение уже усвоенного - настоящая пытка. Непонятливый педагог часто разрушает талант у ребенка с большими способностями, которого считают странным, упрямым, трудно контактным. Более того, не заметив в ребенке талант, его считают очень неспособным, мечтательным, медленно думающим, склонным к разрушениям. Поэтому многие ведущие юные шахматисты пользуются новым разрешенным методом обучения – экстернат. Возникает вопрос: но, может быть, талант в состоянии сам пробить себе дорогу, несмотря на все? Нет! Подавляющее большинство самых талантливых детей теряет свой талант, и остаются лишь очень немногие, которым удается свой талант развить вопреки всем помехам или благодаря какой-либо случайности. В жизни известно не мало случаев, когда выдающиеся шахматисты, мастера и гроссмейстеры не получали в детстве должного обучения и воспитания. Но в нужный момент такой талант, попадая в умелые руки опытного педагога, раскрывался со всеми ему присущими природными оттенками. Шахматная среда, а еще лучше сильная шахматная школа давали ему необходимый к развитию толчок. Любовь к делу, страстная увлеченность им – непременное условие проявления и развития способностей, таланта. Без трудолюбия и работоспособности, без высокой требовательности к себе и самокритичности, развиваемых в детстве и юношестве, трудно представить успешное формирование всех имеющихся в человеке способностей. Очень важно, по какому пути будет двигаться тренер в развитии и формировании способностей, таланта учеников. Такими общими направлениями являются следующие:
Некоторые проблемы отбора и оценки шахматных способностей. В большом спорте давно известна значимость проблемы отбора талантливых, способных учеников с помощью диагностики способностей, например, тестирования. Приступая к работе тренера, каждый должен твердо знать: бесперспективных детей не бывает. Способности можно развить, если, конечно, поставить перед собой такую цель. Чтобы добиться её, надо и тренеру проявить характер, проявить терпение. Из опыта работы большинства тренеров можно сделать один вывод: никакого отбора в секции начинающих делать не следует. Нужно твердо знать, что таланты надо искать, беречь их и помогать им. Литература: В.М. Калибердин “Экскурс по известным работам”. Материал подготовила педагог-психолог Т.Б. Сердюкова |
Обновлено 17.09.2013 01:02 |